Местные источники, особенно русские летописи, в сущности, не дают никакой информации для понимания намерений и целей монголов. Если ограничиться сведениями летописей, то татары приходят и уходят, появляются, исчезают, затем появляются вновь и вновь исчезают – и все это по непонятным причинам.
Т.Т. Оллсен
Отражение в русских летописях
Кипчакская конфедерация состояла из одиннадцати племенных союзов, В XI веке, вероятно вытесненные из Монголиии чжурдженями и “первой монгольской империей” в свою очередь вытеснив и ассимилировав печенегов и другие степные народы, они полностью освоили степи на обширной территории между р.Днестр на западе и р.Урал на востоке.
Если вынести за скобки все противоречивые сведения из различных источников, а также явную политическую литературность монгольских, русских и арабских хронистов, то первое боестолкновение Руси и Еке Монгол Улуса выглядело следующим обраом.
Под угрозой вторгшегося в их земли корпуса Субедея кипчакские ханы, кочевавшие к западу от Волги попросили военной помощи у князейжной Руси. Русския князья, состоявшие с ханами в торговых политических и династических отношениях созвали совет и приняли решение поддержать кипчаков. В конце весны 1223 г. объединенные силы выступили навстречу монголам. На реке Калке, местонахождение которой точно не установлено, произошло решающее сражение, в котором монгольские тумены наголову разбили русско-кипчакское войско, а затем долго преследовали беглецов по степи,(по некоторым данным, вплоть до Днепра, хотя целесообразность подобных действий вызывает сомнения). После сражения монголы, не выдвинув никаких политических претензий побежденной стороне и не произведя никаких действий, закрепляющих влияние победителей на “отвоеванной” территории, ушли к Уралу на воссоединение с армией, которой командовал Джучи.
Военные и политические аспекты самой битвы и событий, которые ей предшествовали, всесторонне изучены и описаны множеством книг. Однако только с недавних пор исследователи начали задаваться вопросом: почему в русских летописях это в сущности рядовое для своего времени сражение произошедшее далеко за пределами русских княжеств и не имевшее никаких ровным счетом политических последствий, описывается в летописях как нечто апокалиптическое?
( Read more... )Позже эти
эсхатологические мотивы русских летописей удачно наложившись на идеологические запросы последующих эпох, зафиксировались и легли в основу здравствующего и поныне “монголо-татарского мифа” , о котором пойдет речь дальше.
Использованная литература
В.Н. Рудаков. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины ХIII-ХV вв, Квадрига 2009
Т.Т.Оллсен, Прелюдия к западным походам: монгольские военные операции в Волго-Уральском регионе в 1217 - 1237 годах
С.Д. Сказкин История Византии, Наука 1967
Ф. И. Успенский, История Византийской Империи, АСТ 2002
П. И. Жавронков, Никейская империя и княжества Древней Руси, “Византийский временник”, вып. 43 1982
Sigfús Blöndal, The Varangians of Byzantium, Cambridge University Press 1979
Alexander Kazhdan, Rus'-Byzantine Princely Marriages in the Eleventh and Twelfth , Harward University press 1989
П.А. Раппопорт, Зодчество Древней Руси . Наука 1986
Е.В Голубинский, История русской церкви, 1901